1.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Священник Петр Петриков

 

Петр Петриков родился 19 января 1903 года в городе Можайске Московской губернии. Его отец, Сергей Петрович Петриков, после окончания солдатской службы остался в Москве и поступил работать на Александровскую железную дорогу: сначала сторожем, конторщиком, а затем помощником начальника станции Тучково.
Когда Петру было восемнадцать лет, он обратился к комиссару здравоохранения Н.А. Семашко с прошением о содействии в приеме на медицинский факультет Московского университета. Он писал: "Первые годы жизни моей пробежали быстро, быстро. Осенью 1920 года очень хотел поступить на медицинский факультет университета; помешала главным образом болезнь отца: его к этому времени разбил паралич... Можно прибавить еще: я занимался и занимаюсь искусствами – пишу стихи, очерки... рисовал... но теперь уже год не имею возможности брать палитру; больше других видов искусств люблю музыку, но заниматься музыкой не было возможности... Творчески-вдохновенный, порывный, сознаю я и чувствую близость цельности душевной, так сказать; начинает формироваться и строго очерчиваться личность моя. Источники вечной юности и радости открываются во мне...». Семашко поддержал юношу, и в 1921 году Петр был принят на медицинский факультет Московского Университета. Однако вскоре на 2-м курсе обучения он тяжело заболевает и это помогает ему полностью погрузиться в духовную жизнь. В это время Петр сближается с преподобным Нектарием Оптинским ив его лице обретает лице духовного отца. В этом же кругу знакомится с верующими молодыми людей, в т.ч. Андреем Эльбсоном.
В июне 1925 года Петр был рукоположен в сан диакона, и в том же году - в сан иерея, митрополитом Крутицким Петром (Полянским), Местоблюстителем Патриаршего престола. В Москве о.Петр служил больше всего, в храме святителя Николая в Подкопаевском переулке и в храме святителя Николая в Кленниках ( где настоятелем в то время был о. Сергий Мечев ). В Кленниках он был принят в причт, где его считали "благоприобретением" для Маросейской общины. Здесь о. Петр прослужил Великий Пост и приобрел духовных детей. Были и совместные поездки общины в Верею, в дом Мечевых. 14 апреля 1931 г. о. Петр был арестован в числе других священников, а 5 июня того же года приговорен Особым Совещанием при коллегии ОГПУ к заключению в концлагерь и отправлен в тяжёлые Мариинские лагеря. 17 сентября 1931 г., после непосредственного ходатайста матери и прихожан о.Петр был освобожден из концлагеря, с запретом проживания в 12 городах страны и стокилометровой зоне вокруг них сроком на 3 года. О.Петр поселился в Муроме, где в мае 1932 г. снова был арестован. На допросе у следователя он был непреклонен, и собственноручно записал: " Я - священник Святой Соборной Апостольской Церкви, в частности, Московской Патриархии... Церковь – "не от мира сего". Мои интересы – интересы чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, которыми обладает Бог, в Которого верю. Вопросами политики никогда не занимался и в политических вопросах не разбираюсь. Власти подчиняюсь по совести и готов пожертвовать для нее всем, чем только могу, если это будет нужно. Только верой в Бога не могу пожертвовать никому, если когда-либо будут этого требовать. От разговоров на политические темы прошу меня освободить, так как в этих вопросах я ничего не понимаю".
17 августа 1932 г., за недостатком материалов для ведения следствия, о.Петр был освобожден из - под ареста. Но выслан до 1936 г.в Муром, после чего уехал на родину, в Можайск, где снял половину дома и обустроил там тайную домовую церковь. Сюда к о.Петру приезжали для окормления духовные чада из Москвы, а также сестры Спасо - Бородинского монастыря. В 1937 г. усилились гонения на христиан, начались массовые аресты. 
10 апреля 1937 г. был арестован о.Петр Петриков, а на следующий день - его келейница, Вера Петровна Миронович. Еще ранее - иеромонах Андрей Эльбсон. О. Петра обвинили в участии в "тайной контрреволюционной церковно-нелегальной деятельности" и руководстве "Можайским филиалом", в создании тайной домовой церкви. О. Петра допрашивали 11,13 апреля и 10 мая.
Обвинение против него было основано на ложных показаниях против него, данных двумя священниками.
21 сентября 1937 г. следствие было закончено, и 26 сентября 1937 г. тройкой при УНКВД СССР по Московской области о. Петр был приговорен к расстрелу. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, о. Петр принял мученическую кончину , был расстрелян ещё с
И был погребен во рвах Бутовского полигона под Москвой.
Его племянница поэт Нина Малахова, член СПР посвятила о. Петру такое стихотворение:

Лабиринты


Помоги, разъясни, расскажи!
Я не слышу,но чувствую сердцем,
Что на грани далекой межи
Зарождается нежное скерцо.

Ощущаю спасенье и высь
И опасность падения в бездну.
Если я не взлечу,то исчезну.
Помолись обо мне,помолись!

И когда я шагну за порог,
Ты направь меня в нужное русло.
Я не знаю путей и дорог,
Их сплетение слишком искусно.

В лабиринтах неведомых троп
Я блуждаю одна поневоле.
Колят сердце иголочки боли
И пронзает душевный озноб.

Быть не может,что выхода нет,
Существует же что- то другое...
Но выводит из мрака на свет
Только имя твое дорогое.

 О священномученике иерее Петре Петрикове рассказала его внучатая племянница Ольга Владимировна Малахова.

 

 

 

 

Татьяна Гримблит

 Татьяна Николаевна Гримблит родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего акцизного управления Николая Гримблита. Образование Татьяна получила в Томской гимназии, которую закончила уже в 1920 году. В том же году скончался ее отец, и она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи». Татьяна взяла на себя особый подвиг служения заключенным, прежде всего пострадавшим за веру. Впервые она была арестована по обвинению в контрреволюционной деятельности в 1923 за перевозку в Иркутск передачи арестованным священнослужителям, однако уже через четыре месяца освобождена. Из досье ОГПУ на нее: «Татьяна Николаевна Гримблит имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства, которое находится в Нарымском крае, в Архангельске, в Томской и Иркутской тюрьмах. Производит сборы и пересылает частью по почте, большинство с оказией. Гримблит во всех тихоновских приходах имеет своих близких знакомых, через которых и производятся сборы…». В мае 1925 года на допросе в ОГПУ Татьяна Николаевна отвечала: «С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе, Иркутской тюрьме и Томской и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками, то есть с оказией…». 26 марта 1926 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать Татьяну Николаевну в Зырянский край на три года. После освобождения, в период с марта 1928 по апрель 1931, жила в Москве, в Замоскворечье, где служила певчей в храме святителя Николая в Пыжах и продолжала активно помогать заключённым.

В 1931 году Татьяна Гримблит была приговорена к трем годам заключения в концлагере и отправлена в Вишерский исправительно-трудовой лагерь в Пермской области. Это был печально знаменитый «Вишерлаг» или просто «Вишера». Здесь, в лагере, она изучила сестринское дело и стала работать легпомом и фельдшером. В 1932 году Татьяна была освобождена с запретом проживания в двенадцати городах на оставшийся срок. Местом жительства ее стал город Юрьев-ПОльский. Позднее она поселилась в Александрове и устроилась работать фельдшером в больнице. В 1936 году переехала в село Константиново и стала лаборанткой в местной районной больнице. Была арестована 5 сентября 1937 г. в тот момент, когда писала письмо ссыльному священнослужителю. Уходя, она оставила записку подруге, с такими словами: «… всех крепко целую. За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне, — опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью».

Заместитель начальника Константиновского НКВД Смирницкий допросил в качестве свидетелей сослуживцев Татьяны по Константиновской районной больнице — врача, медсестру и бухгалтеров. Вот фрагменты из их показаний.

«Гримблит зимой 1937 года, сидя у тяжело больного в палате, в присутствии больных и медперсонала после его смерти встала и демонстративно его перекрестила. … Отвечая на вопросы о том, почему она ведет скудную жизнь, Гримблит говорила: «Вы тратите деньги на вино и кино, а я на помощь заключенным и церковь». На вопрос о носимом ею на шее кресте Гримблит неоднократно отвечала: «За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно». В 1936 году при обращении приехавшего одного из заключенных Дмитлага для ночевки Гримблит при встрече с ним спросила, по какой статье он сидит, и, получив ответ, что он сидит по 58-й статье, с удовольствием уступила для ночлега свою комнату, заявив, что она для людей, сидящих по 58-й статье, всегда готова чем угодно помочь. …».

«Мне известно, что Гримблит очень религиозный человек, ставившая религию выше всего. В день Преображения в разговоре со мной Гримблит сказала: «Теперь стал не народ, а просто подобно скоту. Помню, как было раньше, когда я училась в гимназии. Сходишь в церковь, отдохнешь, и работа спорится лучше, а теперь нет никакого различия, но придет время, Господь покарает и за все спросит». … Кроме того, Гримблит использовала свое служебное положение для внедрения религиозных чувств среди стационарных больных. Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным сопровождала словами: «С Господом Богом». И одновременно крестила больных. Слабым же больным Гримблит надевала на шею кресты».

  По приговору, вынесенному Тройкой при УНКВД СССР по МО 22 сентября 1937 г., она была расстреляна 27 сентября 1937 г. в Бутове. Причислена к лику святых новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.

Татьяна Гримблит была самобытным талантливым поэтом. Одно из ее стихотоворений 1931 года называлось "Помоги".

Я Тебя и умирая,

Мой Господь, благословлю,

Ты мне дал блаженство рая,

Радость подарил Твою.

Я спокойна — что мне надо?

Ничего я не ищу,

И Тебе, моя Отрада,

Дней остаток посвящу.

Я любви Твоей не стою

И завета не храню,

Только всей моей душою

На кресте Тебя люблю.

Вечно бы в груди носила

Красоту Твою с мольбой.

Помоги, чтоб и могила

Не закрыла образ Твой.

 О Татьяне Гримблит рассказывала врач-кардиолог Наталья Рогунова

 

 

 

 

Володя Тимирев. Из поэмы "Бутовский реквием"

 

 

 

 

Протоиерей Александр Парусников

 

Александр Сергеевич Парусников родился 13 октября 1879 г. в с. Троицко-Раменском Бронницкого у. Московской губ. (ныне г. Раменское Московской обл.) в семье священника  Сергия Алексеевича Парусникова. В 1895 г. закончил Донское ДУ. С 1903 по 1908 г. обучался в Московском Императорском техническом  училище. Однако в 1908 г., по благословению отца, который хотел видеть его своим преемником, Саша оставил училище и экстерном сдал экзамены за последний курс семинарии. В том же году он женился на Александре Ивановне Пушкаревой и был рукоположен во священника к церкви Живоначальной Троицы в Раменском. Одновременно со служением в церкви преподавал Закон Божий в учебных заведениях Раменского района. В семье отца Александра и матушки Александры родилось десять детей. Батюшка очень любил детей и старался уделять им как можно больше внимания. Отец Александр всей душой любил природу и свое отношение к ней передавал детям, чтобы через созерцание Божьего мира они познавали Самого Бога.

С приходом Советской власти Парусниковы были занесены в списки лишенцев. Прихожане помогали семье священника, тайно принося продукты и оставляя их у дверей. Но с каждым днем жить становилось все труднее. Люди, живущие по соседству, постепенно стали проявлять враждебное отношение к священнику. Не раз, когда отец Александр проходил по улицам Раменского, в его адрес раздавались оскорбления, а бывало, что в спину летели камни. Это производило гнетущее впечатление на детей. Однако отец успокаивал дочь: «Ничего, Танюша, не расстраивайся. Все это пойдет в нашу копилку на небесах». Когда у семьи забрали корову, отец Александр стал служить благодарственный молебен перед иконой Свт. Николая Чудотворца. С тех пор каждое утро на крыльце они находили молоко и хлеб. В феврале 1926 г. власти решили «уплотнить» священника. В начале 1930-х гг. в доме поселился очередной жилец, больной открытой формой туберкулеза. К семье священника он относиться враждебно, расхаживал по всему дому, сплевывая заразную мокроту со словами: «Поповская сволочь должна издохнуть!» Все дети переболели туберкулезом, а трое сыновей – Павел, Георгий и Сергей умерли. Отца Александра вызывали на ночные допросы в НКВД. Ему угрожали, предлагали отказаться от служения, пожалеть своих детей, которые в противном случае могут остаться сиротами. Он отвечал, что жалеет всех, но служит Богу, останется верным Ему до конца и будет до последних своих дней служить в храме. Бывало, что отец Александр возвращался домой только под утро, бледный и измученный, но неизменно он шел в храм. 30 лет прослужил отец Александр в Троицком храме. 24 марта 1938 г. протоиерей Александр был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации.

Из тюрьмы он смог передать жене и детям, несколько записок, которые и по сей день бережно хранятся в их доме:  «Дорогая Саша, спасибо тебе за то счастье, которое ты мне дала. Обо мне не плачь, это воля Божья. Дети мои, всех вас целую и крепко прижимаю к сердцу. Любите друг друга. Старших почитайте, о младших заботьтесь. Маму всеми силами охраняйте. Бог вас благословит». 

 «Мой дорогой Сережа, прощай. Ты теперь становишься на мое место. Прошу тебя не оставлять мать и братьев и сестер, и Бог благословит успехом во всех делах твоих. Тоскую по вас до смерти, еще раз прощайте».

В мае его перевели в Таганскую тюрьму. 2 июня приговорен тройкой при УНКВД к расстрелу. 27 июня 1938 г. протоиерей Александр был расстрелян на Бутовском полигоне.

Канонизирован в Соборе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года. Сейчас в его доме в Раменском устроен народный музей.

 О священномученике протоиерее Александре Парусникове рассказывала его правнучка Дарья Фомичева

 

Аудиогид Бутовского полигона

Здравствуйте, дорогие посетители памятника истории "Бутовский полигон". Мы рады представить Вам наш аудиогид. Он начал разрабатываться в рамках Летних трудовых сборов «Бутовский полигон - наша память!» 2021 г. Аудиогид создан и развивается при поддержке Фонда президентских грантов.
Мы посчитали, что ставшая привычной и даже традиционной технология аудиогида может быть интересным и полезным средством повышения доступности пространства памятника для самых разных категорий посетителей. Если ещё 10-15 лет назад аудиогид понимался преимущественно как устройство, приобретаемое на прокат в музее для прослушивания с него специальной аудиозаписи, то сегодня аудиогид может прослушиваться посетителем с его стандартных устройств (смартфон и наушники есть сегодня почти у каждого). Создание аудиогида по Бутовскому полигону – это еще один шаг к тому, чтобы сделать место памяти о жертв политических репрессий более значимым и доступным для самых разных категорий посетителей. Особенную актуальность это начинание приобрело, когда во время пандемии короновируса, стало затруднительно групповое посещение памятника. Экскурсий стало намного меньше. Одновременно вырос поток индивидуальных посетителей. Мы понимали, что это формирует запрос на новые формы информационных ресурсов мемориального комплекса. Кроме доработки имеющихся на территории информационных стендов, мы решили создатьаудиогид по территории, интегрированный в систему ранее созданных и новых QR-кодов. Он устроен очень просто. Наведя свой смартфон или иное мобильное устройство с подключённой функцией сканирования и распознавания кода, на QR-код установленный на специальном знаке, Ваше устройство автоматически будет перенаправляться на соответствующую страницу виртуального путеводителя на приходском сайте, при этом автоматически будет подгружаться аудиофайл с записью той или иной темы. QR-коды на территории расположены на табличках трех разных видов. Одни из них установлены на специальных столбиках, другие находятся внутри помещений, и это, скажем, аудиогид по деревянному храму, по верхнему каменному храму, по нижнему каменному храму. Ещё одна специальная форма была добавлена во время волонтёрских сборов 2023 года - это таблички с открывающейся крышкой, которые развешены на деревьях, на территории самого места захоронений, но в любом случае работает эта система по одному и тому же принципу.
Часть из них озвучены голосами профессиональных исполнителей, актёров, музыкантов. Другие будут представлять сообщество родственников пострадавших, священнослужителей, волонтеров и сотрудников Мемориального центра. Таким образом, достигнут определённый уровень «полифонии». В настоящее время это единственный аудиогид на месте массовых захоронений жертв политических репрессий на территории Российской Федерации.
Темы аудиогида могут быть самые разные. Это и описание мемориальных объектов, и рассказ о пострадавших на Бутовском полигоне. Следуя логике рассказа Вы можете самостоятельно пройти территорию захоронений, посетить деревянный и каменный храмы. Для того чтобы Вы могли самостоятельно выстроить маршрут, мы разместим в будущем на этой странице карту с обозначением мест, где расположены знаки аудиогида. Надеемся, что наш аудиогид окажется для Вас полезным спутником.

Об аудиогиде рассказывал директор Мемориального научно-просветительского центра "Бутово", руководитель проекта Гарькавый Игорь Владимирович