В начале июля наша группа во главе директором Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» И. В. Гарькавым посетила старинный рязанский город Касимов. Город славен своей богатой историей (первые упоминания о поселении относятся уже к XII веку) известен благодаря памятникам зодчества и архитектуры, памятен живописностью картин местной природы. Но, кроме всего этого, есть еще то, что покоится под спудом, незаметно для мирского взгляда.
Нас привела в Касимов работа над созданием интернет-портала "Русская Церковь в советское время: воспоминания и свидетельства», для которого мы записывали воспоминания живых участников церковной жизни прошлого века, свидетелей века. Эта экспедиция, также как и сам проект стали возможны благодаря гранту «Православной инициативы» и активной поддержке местной епархии и лично епископа Касимовского и Сасовского Дионисия.
Нас ожидало множество интересных встреч. В Касимове служат потомки священноисповедника Сергия Правдолюбова: его сын, протоиерей Владимир Правдолюбов как почетный настоятель служит в Свято-Никольском храме, неподалеку от города в Гусе Железном внук – протоиерей Серафим. Цель наша была не только поближе познакомиться с родом прославленного в лике святых пастыря, но и прикоснуться к тем страницам российской истории, когда церковь была притесняема и гонима.
Приходская жизнь, празднования церковных торжеств в кругу семьи, наследование духовных традиций, особенности обучения в советской школе – все это приобретало особый смысл в беседах с людьми «минувшей эпохи». Стойкость мученицы Веры Самсоновой, с которой была лично знакома одна из наших интервьюируемых схимонахиня Иоанна, аскетический строй жизни отца Анатолия Правдолюбова, упоминание о простой православной женщине, не отдавшей ключи от никольского храма – все это погружало в мир полный жертвенного подвига. С каждой новым эпизодом повествования недавнее прошлое нашей страны приобретало все более рельефные очертания, рассказы очевидцев помогали увидеть правду, о которой вряд ли прочтешь в книгах по истории лихолетья. Большая часть XX века была действительно тяжелой, но дух пронзительно живой веры и любви настолько объединял малое стадо, что не давал ему рассеяться и усомниться в истинности Православия.
Одной из самых значительных наших исследовательских удач, на мой взгляд, можно назвать записанные свидетельства об отце Иоанне Крестьянкине, которые мы услышали от лиц, знавших его лично на протяжении десятков лет. Оказывается, в течение года батюшка служил в Касимовской церкви Николая Чудотворца. Это был последний год его «мирской» жизни после чего батюшка стал насельником Псково-Печерского монастыря. После года служения на Рязанской земле у отца Иоанна образовалось немалое число духовных детей, которые позднее приезжали к нему в обитель за поддержкой и советом. Среди них были и дети отца Анатолия Правдолюбова, а также будущая схимонахиня Иоанна.
За несколько дней нашей экспедиции, замечательные собеседники наши, и сам Касимов стали нам по-своему близкими и родными. Пораженные простотой и высотой жизни этих людей «Руси уходящей», мы вернулись в Москву духовно наполненные и счастливые.
Теперь стоит задача проанализировать собранный материал, расшифровать интервью, подготовить к публикации. И здесь мы рассчитываем на помощь православных волонтеров, всех кому дорога память Церкви.
Юлия Ростовцева